ОБЪЕКТИВНОСТЬ БЕЗ КОМПРОМИССОВОбъективность Без Компромиссов В Мире Компьютеров
НОВОСТИ САЙТАТЕСТИРУЕМ ВМЕСТЕИНТЕРНЕТ и ПОВСЯКО-РАЗНОСОФТ ПРОЕКТЫНАШИ ССЫЛКИ
ГЛАВНАЯ >> ТЕСТИРУЕМ ВМЕСТЕ >> ВИДЕОКАРТЫ: Ultra против XT: шах и мат?

НАЗВАНИЕ СТАТЬИ: Ultra против XT: шах и мат?
АВТОРСТВО: Алекс Наб
ДАТА НАПИСАНИЯ: Май 2007 года
ДАТА ПЕЧАТНОЙ ПУБЛИКАЦИИ: Июнь 2007 года ( ISSN 0235-3520 )
ДАТА ПОСЛЕДНЕЙ РЕДАКЦИИ: Май 2007 года
Алекс Н.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Вступление
  • Как мы тестировали
  • NVIDIA GeForce 8800Ultra
  • AMD-ATI Radeon HD 2900 XT
  • Что показали тесты
  • РАЗМАХАЙКА: Милая улыбка капитализма
  • РАЗМАХАЙКА: Как тестировать в S.T.A.L.K.E.R.
  • Таблица 1. Сравнительные характеристики видеоадаптеров
  • Таблица 2. Результаты игровых тестов при AA:00 и AF:00
  • Таблица 3. Результаты игровых тестов при AA:04 и AF:16

    Позитивный имидж лидирующего производителя дискретной графики в пользовательском сознании формируется пропагандой превосходства Hi-End-продуктов над конкурентными аналогами. А если в портфолио компании есть действительно "убойный" акселератор, который по праву следует называть самым производительным в мире, то можно смело строить наполеоновские планы по завоеванию всего видеорынка.
    И в этой статье мы как раз протестируем новейшие ускорители класса Hi-End, способные существенно повлиять на имидж компаний-производителей NVIDIA и AMD. Знакомьтесь, графическая плата GeForce 8800Ultra, представленная потребителям 2 мая, против 3D-акселератора Radeon HD 2900 XT, появившегося в магазинах 14 мая.

    Изображение 1. Игра Crysis для DX10
    Изображение 2. Игра Unreal Tournament 3 для DX10

    Как мы тестировали
    Тестирование проводилось под управлением английской версии операционной системы Windows XP Professional SP2 (build 2600 + официальные обновления и "заплатки"). Для работы с графическими подсистемами использовались видеодрайверы ForceWare 158.22, и Catalyst 8.361.
    В качестве измерительного инструментария применялся сценарный тест SmartFPS.com v1.5 ( www.smartfps.com ) для автоматизированного определения производительности в игровых приложениях Call of Duty 2, Battlefield 2, Serious Sam 2, Call of Juarez DVD, Quake 4, Prey и The Chronicles of Riddick: EFBB.
    Все запуски тестовых сценариев выполнялись с использованием монитора Philips Brilliance 202P7 в графических разрешениях 1280x1024, 1600x1200 и 2048x1536 точек с глубиной цвета 32 бита. При этом исследование 3D-производительности видеоплат проводилось в двух режимах качества отображения игровой картинки: с отключенными полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией, а также с включенными четырехкратным сглаживанием (AA:04) и 16-кратной анизотропной фильтрацией (AF:16). Все настройки качества визуализации контролировались с помощью глобальных установок в соответствующих видеодрайверах NVIDIA ForceWare и ATI Catalyst (при отключенных Temporal AA, Adaptive AA и High Quality AF).
    Аппаратная конфигурация тестового стенда в корпусе Compucase LX-7X31BS была следующей: ЦП Intel Core 2 Extreme X6800, системная плата Intel D975XBX, двухканальное ОЗУ на базе модулей Samsung PC2-6400 (2x512 Мбайт, DDR2, 800 МГц, 5-5-5-18), жесткий диск WD Caviar SE16 WD5000KS (SATA2, 7200 об/мин, 500 Гбайт), оптический DVD-привод TEAC DV-516, блок питания Thermaltake Pure Power-680APD. Энергопотребление системного блока (без монитора) контролировалось сертифицированным прибором учета электроэнергии "Меркурий 200.02" (классы точности 1 и 2).

    Изображение 3. Обновленный Catalyst v8.361

    MSI NX8800Ultra T2D768E (GeForce 8800Ultra)
    Видеоплата MSI NX8800Ultra T2D768E представляет собой аналог инженерного образца NVIDIA GeForce 8800Ultra, в основе которого лежит графический кристалл G80 ревизии A3 c улучшенными по сравнению с процессором GeForce 8800GTX электротехническими характеристиками.
    В результате оптимизации транзисторной части микрокристалла G80 частоты функционирования ядра подросли с 575 МГц до 612, а энергопотребление уменьшилось. Кроме того, инженеры NVIDIA установили на Ultra-акселератор более быструю видеопамять GDDR3 (время выборки у микросхем памяти 0,8 нс вместо 1,0 нс) и довели ее частотные показатели от 1800 МГц до 2160. Разумеется, частотные рекорды ядра G80 и памяти GDDR3 потребовали доработки охладителя NVIDIA - он стал не только массивнее, но и эффективнее.
    В основе системы охлаждения платы GeForce лежит радиаторная рама с медной вставкой посередине. К основанию вставки подводится капиллярная трубка, на которую буквально нанизано множество алюминиевых пластин. И вся эта конструкция заключена в довольно большой кожух, выходящий за периметр текстолита, где с краю установлен вентилятор, забирающий воздух изнутри компьютера и транспортирующий его через воздуховод наружу.
    Кстати, несмотря на внешнюю новизну модели MSI, у нас сложилось устойчивое убеждение, что видеоплата GeForce 8800Ultra - это специальная версия ускорителя GeForce 8800GTX ( см. статью "NVIDIA G80: Новый уровень производительности" ). И вероятнее всего, плата Ultra создана для выкачивания денег из карманов бескомпромиссных энтузиастов, иначе как объяснить ценовую разницу в 200 долл. между акселераторами со схожим потенциалом производительности?

    Изображение 4. Видеокарта MSI NX8800Ultra T2D768E (GeForce 8800Ultra)

    MSI RX2900XT-VT2D515E-HD (Radeon HD 2900 XT)
    Видеоплата MSI RX2900XT-VT2D515E-HD построена на базе новейшего решения AMD-ATI Radeon HD 2900 XT, в основе которого лежит кристалл под кодовым названием R600 (технология производства 80 нм). И эта новинка использует в своей работе 320 потоковых процессоров, способных просчитывать как пиксельные, так и вершинные шейдеры.
    Напомним, что в кристалле GeForce 8800Ultra расположено всего лишь 128 универсальных процессоров, но все они идентичны (скалярные АЛУ) и каждый из них в состоянии делать полный перечень вычислительных операций самостоятельно. Более того, потоковые процессоры G80 работают на частоте, почти в 2,5 раза превышающей частотные характеристики основного ядра, а для производительности это очень важно.
    Так что в случае с ГП R600 необходимо отметить для читателей две отличительные особенности: во-первых, частота работы вычислительных блоков соответствует главной частоте ядра, а во-вторых, в основе архитектуры вычислительного модуля R600 лежат 64 блока, каждый из которых имеет по одному "псевдовекторному" скалярному процессору и одному набору скалярных АЛУ, состоящему из четырех компонент. Как видите, одна из составных частей АЛУ никак не соответствует полноценному скалярному АЛУ, а значит, для программистов усложнен доступ к вычислительным ресурсам, да и перечень поддерживаемых операций будет беднее по сравнению с универсальными скалярными процессорами NVIDIA. Да, конечно, потенциал у микропроцессора R600 есть, но будет ли он полностью раскрыт независимыми разработчиками игр - большой вопрос, ответ на который мы вряд ли узнаем в этом году.

    Частота работы ядра R600 достигает 742 МГц, а частота функционирования видеопамяти GDDR3 - 1650. По пути отметим, что контроллер управления памятью AMD R600 поддерживает работу как с GDDR3, так и с GDDR4, а ширина шины обмена данными с видеоОЗУ теперь составляет 512 бит (восемь 64-битовых микроконтроллеров), что, в свою очередь, позволит довести максимальный объем памяти будущих ускорителей Radeon серии 2900 до 1 Гбайт. Но пока на борту платы Radeon HD 2900 XT установлено лишь 512 Мбайт видеоОЗУ GDDR3, и отчасти именно это обстоятельство делает высокопроизводительный акселератор AMD более привлекательным по цене, нежели конкурентные решения.
    А вот экономить на системе охлаждения специалисты AMD не стали - под красным кожухом Radeon HD 2900 XT скрывается массивный радиатор из меди с двумя тепловыми трубками. И благодаря этому охладитель ATI Radeon эффективно справляется со своими задачами и работает с приемлемым уровнем шума даже в горячие моменты игровых баталий. Хотя вся конструкция радиатора ATI весит ощутимо больше альтернативного решения NVIDIA при сравнимой эффективности теплоотвода.

    Кстати, для подведения достаточного количества электроэнергии к 3D-ускорителю Radeon HD 2900 XT в хвостовой части текстолита установлены два дополнительных разъема питания, один из которых представляет собой уже привычную шестиконтактную колодку, а вот второй - восьмиконтактную. Правда, столь необычный разъем совместим с шестиконтактным, но тем не менее следует ожидать скорого появления блоков питания с наклейками Radeon HD 2900 XT Ready, ведь новомодное соединение по восьми линиям дает возможность активировать функцию "разгона" в драйверах Catalyst.
    Помимо свежеиспеченного формата дополнительного разъема электропитания, неискушенного пользователя может удивить переходник DVI - HDMI и специальный кабель HDMI в комплекте платы MSI RX2900XT-VT2D515E-HD. Но не сомневайтесь, платы серии Radeon 2900 поддерживают интерфейс HDMI и встроенный 5.1-канальный звук, и именно через обыкновенные порты DVI и непривычные переходники будет передаваться кодированный аудиосигнал по интерфейсному кабелю HDMI.
    Вот вроде бы и все ключевые инновации самого высокопроизводительного решения ATI. Остается добавить, что новая плата ATI Radeon HD 2900 XT, впрочем, как и хорошо знакомые ускорители серии GeForce 8800, поддерживает работу с библиотекой функций API DirectX 10, и это важно. Ведь уже в июне появится первая игра для DirectX 10 и ОС Windows Vista - Lost Planet, а дальше количество ультрамодных приложений будет расти лавинообразно: Crysis, Age of Conan, Alan Wake, Unreal Tournament 3, FPS Creator X10, Company of Heroes, Flight Simulator X, Hellgate: London, World in Conflict, Warhound, BioShock, Chrome 2, Guild Wars 2 и т.д.

    Изображение 5. Видеокарта MSI RX2900XT-VT2D515E-HD (Radeon HD 2900 XT)

    Что показали тесты
    Тщательно анализируя результаты многочисленных испытаний в играх Call of Duty 2, Battlefield 2, Serious Sam 2, Call of Juarez DVD, Quake 4, Prey и The Chronicles of Riddick: EFBB, можно констатировать очевидную вещь: впервые за последние четыре года во всех тестовых приложениях ультрасовременное решение NVIDIA на голову выше самого производительного акселератора ATI. Причем оба флагмана представлены совсем недавно (и практически одновременно), а значит, сделанные наблюдения еще долго будут оставаться актуальными.
    Так, если в DirectX-играх превосходство GeForce достигает 30%, то в ряде OpenGL-игр мы видим двукратное преимущество NVIDIA GeForce 8800Ultra над AMD-ATI Radeon HD 2900 XT. Более того, очень популярная игра Call of Juarez оказалась вообще не по зубам высокопроизводительному решению AMD даже в разрешении 1280х1024 точек, не говоря уже о режимах 1600х1200 и 2048х1536, где приложение Call of Juarez превращается в откровенное слайд-шоу с частотой обновления 21,8 кадров в секунду, и это в режимах с отключенными полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией.
    Но есть один нюанс, о котором нельзя забывать: рекомендованная цена 3D-ускорителя Radeon HD 2900 XT соответствует розничной стоимости "урезанного" акселератора GeForce 8800GTS 640 Mb и в производительности между этими видеоплатами также наблюдается паритет. В одной половине игровых тестов вперед вырывается MSI RX2900XT-VT2D515E-HD, в другой - BFG GeForce 8800GTS 640 Mb ( см. статью "NVIDIA G80: Новый уровень производительности" ).
    Таким образом, современное противостояние компаний NVIDIA и ATI напоминает нам ничейную партию в шахматы между взрослым и ребенком, когда более опытный игрок еще перед началом поединка должен убрать с доски своего ферзя, и только в этом случае решение AMD Radeon HD 2900 XT выглядит уместным за чемпионской доской. Но если играть по-честному, то компания AMD-ATI рискует получить тем же ферзем детский мат в четыре хода.

    Милая улыбка капитализма
    Возможно, кто-то удивится, но компании NVIDIA и AMD не ставят перед собой благотворительных целей и в первую очередь стремятся зарабатывать в сфере производства IT-продуктов, ведь частным инвесторам всегда хочется "вложить поменьше и при этом заработать побольше". А в этом разрезе противостояния NVIDIA и AMD довольно интересно изучать соответствующие финансовые показатели котировок их акций - http://finance.yahoo.com/q?s=nvda и http://finance.yahoo.com/q?s=amd.
    Здесь идет "игра" на деньги (которые особенно необходимы в процессе новых разработок), и рыночная стоимость компаний складывается из произведения количества акций на их стоимость. Так, компания NVIDIA оценивается почти в 12 млрд. долл., а оценка компании newAMD дотягивает до 7.
    Разумеется, акции растут в цене у тех компаний, в которые верит рынок, и тут довольно интересным представляется пик котировок AMD в период с 22 по 24 апреля. Ведь именно в это время команда AMD-ATI представляла европейским журналистам новые графические решения серии HD 2X00 и, как можно видеть на диаграмме 1 (где график показывает не абсолютные значения, а процент изменения стоимости акций), тем самым положила конец устойчивому росту капитализации AMD на некоторое время.
    Согласитесь, получаются довольно интересные экономические "бенчмарки"? Поэтому в наших будущих тестах мы постараемся регулярно к ним возвращаться.

    Диаграмма 1. Котировки акций NVIDIA и ATI до и после момента закрытого анонса Radeon HD 2900 XT (22-24 апреля)

    Как тестировать в игре S.T.A.L.K.E.R.
    Игровой проект S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl является весьма тяжелым испытанием для видеоплат, ведь игра построена с использованием алгоритма deferred shading и в своей работе поддерживает "честное" динамическое освещение (от солнца) всей сцены.
    Конечно, если включить режим static lights, то в процессе игры пользователь получит большее число кадров в секунду, но активация функции full dynamic light в высоких разрешениях способна исчерпать вычислительный потенциал даже у таких плат, как GeForce 8800Ultra и Radeon HD 2900 XT. Кроме того, максимальное разрешение текстур в игре S.T.A.L.K.E.R. потребует от 3D-ускорителя наличия 512 Мбайт видеопамяти и более.
    А между тем возможность корректного сравнения графических плат в проекте S.T.A.L.K.E.R. появилась лишь после выхода официальной "заплатки" версии 1.0002. И вот алгоритм самостоятельных тестов в обновленной игре:

    1. Запускаем приложение и выставляем в меню максимальные настройки качества картинки, не забыв отключить анизотропную фильтрацию и полноэкранное сглаживание (ими удобно управлять через настройки видеодрайверов).
    2. В процессе игры доходим до сценарной локации, где и будем записывать так называемую тестовую "демку".
    3. Делаем сохранение в игре, допустим под именем pcw_test
    4. Вызываем консоль клавишей "~" и в командной строке набираем команду demo_record pcw_test и начинаем облет территории с помощью движений мышки, удерживая при этом нажатой либо правую, либо левую кнопку мыши. А по пути перемещений камеры в узловых точках следует нажимать клавишу "пробел" для записи ключевых кадров. Все, для завершения процесса - жмем ESC.
    5. Теперь, когда потребуется выполнить тестирование ПК, достаточно будет загрузить в игре сохранение pcw_test и в консоли набрать команду проигрывания "демки" - demo_play pcw_test.
    6. По окончании тестового облета в той же консоли фиксируем средний показатель AvgFPS в кадр/с.

    По пути дадим несколько советов, обеспечивающих корректность в сравнительных испытаниях. Во-первых, запускайте exe-файл игры S.T.A.L.K.E.R. с ключами
    XR_3DA.exe -nointro -nosound. Во-вторых, сделайте два-три прогона "демки" прежде чем записать результат. И в третьих, сохраните файлы user.ltx, pcw_test.sav и pcw_test.xrdemo из каталога C:\\Documents and Settings\All Users\Documents\STALKER-SHOC в отдельную папку, чтобы перед началом очередного теста переписать их обратно.
    Правда, не так сложно? Мы сами не удержались и дополнительно протестировали видеоплаты GeForce 8800Ultra и Radeon HD 2900 XT, и эти тесты вы сможете повторить самостоятельно, если загрузите наши "демку" и сохранение по ссылке http://www.smartfps.com/stalker_test.zip
    А результаты получаются удивительными. Оказывается S.T.A.L.K.E.R. - это единственное игровое приложение, в котором 3D-ускоритель Radeon HD 2900 XT берет верх над платой NVIDIA GeForce 8800Ultra, по крайней мере, при использовании тех драйверов и тех настроек, которые описываются во врезке "Как мы тестировали".

    Результаты дополнительных тестов в игре S.T.A.L.K.E.R. версия 1.0002, кадр/с
    Модель видеоплаты Ориентировочная потребляемая мощность тестового стенда (без монитора), Вт при AA:00 и AF:00 при AA:04 и AF:16
    офисная работа максимальная 3D-нагрузка 1024x768 1280x1024 1024x768 1280x1024
    MSI NX8800Ultra T2D768E 768 Mb 180 320 61,9 57,3 60,5 52,4
    MSI RX2900XT-VT2D515E-HD 512 Mb 160 315 76,2 63,4 64,9 53,7

    Таблица 1. Сравнительные характеристики видеоадаптеров PCI Express
    Модель видеоплаты Графический процессор Технология производства, нм Количество пиксельных и вершинных блоков Количество текстурных/ ROP блоков Основная частота работы (частота шейдерных блоков), МГц Эффективная частота работы видеоОЗУ, МГц Шина доступа к видео ОЗУ, бит Дополнительные особенности Срок гарантийного обслуживания, мес. Рекомендованная цена, долл.
    MSI NX8800Ultra T2D768E 768 Mb GeForce 8800Ultra (G80) 90 128 32/24 612 (1500) 2160 384 DVD-версия игры Company of Heroes в комплекте 36 829
    MSI RX2900XT-VT2D515E-HD 512 Mb Radeon HD 2900 XT (R600) 80 320 16/16 742 1650 512 Переходник DVI - HDMI и специальный кабель HDMI в комплекте 36 399

    Таблица 2. Результаты игровых тестов SmartFPS.com v1.5 при AA:00 и AF:00, кадр/с

    Таблица 3. Результаты игровых тестов SmartFPS.com v1.5 при AA:04 и AF:16, кадр/с

    >> НАВЕРХ СТРАНИЦЫ <<