Таблица результатов игровых тестов DirectX 10
Более пяти лет мы не обращали внимания на дискретную графику ценовой категории до 100 долл., поскольку недорогие видеоплаты просто не соответствовали требованиям популярных игр. Но, похоже, многое изменилось: теперь "топовые" ускорители стоят около 400 долл., а "разумные" варианты можно подобрать и за 150. Так как же обстоят дела с современными "бюджетными" решениями с поддержкой шейдеров четвертой версии и API Direct 3D 10? Пригодны ли они для актуальных игр?
Задавшись подобными вопросами, мы отобрали самые доступные адаптеры GeForce 8500 GT, GeForce 8400 GS, Radeon HD 2400 XT и Radeon HD 2400 PRO в московских магазинах (www.pro.sunrise.ru и www.ultracomp.ru), и вот что у нас получилось в результате близкого знакомства с этими моделями и по итогам игровых тестов.
Как мы тестировали
Все испытания проводились под управлением операционной системы Windows Vista Ultimate 64-bit (build 6.0.6000 + официальные обновления и "заплатки"). Для работы с графическими подсистемами использовались видеодрайверы ForceWare 158.45 и Catalyst 7.8 64-bit.
В качестве измерительного инструментария в Windows Vista применялся сценарный тест SmartFPS.com 1.5 для автоматизированного определения производительности в игровых приложениях Battlefield 2, Serious Sam 2, Call of Juarez DVD, Quake 4, Prey и The Chronicles of Riddick: EFBB, а также запускались версии Direct 3D 10 игровых приложений World in Conflict, Company of Heroes, Call of Juarez DX10, Lost Planet: Extreme Condition.
Все запуски тестовых сценариев выполнялись с применением монитора Philips Brilliance 202P7 и при графических разрешениях 1024х768, 1280x1024 и 1600x1200 точек с 32-разрядной глубиной цвета. При этом исследование 3D-производительности видеоплат проводилось с отключенными полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией.
Аппаратная конфигурация тестового стенда в корпусе Compucase LX-7X31BS была следующей: ЦП Intel Core 2 Extreme X6800, системная плата ASUS P5K SE (P35 + ICH9), двухканальное ОЗУ на базе модулей Corsair XMS2-6400 CM2X1024-6400PRO (2x1 Гбайт, DDR2, 800 МГц, 5-5-5-18), жесткий диск WD Caviar SE16 WD5000KS (SATA 2, 7200 об/мин, 500 Гбайт), оптический DVD-привод TEAC DV-516, блок питания Thermaltake Pure Power-680APD. Энергопотребление системного блока (без монитора) контролировалось сертифицированным прибором учета электроэнергии "Меркурий 200.02" (классы точности 1 и 2).
Leadtek WinFast PX8500 GT TDH Extreme 256 Mb (GeForce 8500 GT) [ЛУЧШЕЕ РЕШЕНИЕ]
В продуктовом ряду компании Leadtek есть пять моделей, основанных на кристалле GeForce 8500 GT. Но нас особенно заинтересовала видеоплата с пометкой Extreme. Во-первых, по сравнению с эталонным решением NVIDIA GeForce 8500 GT у нее повышены частоты функционирования ядра (с 450 до 520 МГц) и видеопамяти GDDR3 (до 1400 МГц), что дало, по заверениям изготовителя, 45%-ный прирост производительности. Во-вторых, на плате WinFast PX8500 GT TDH Extreme установлены только твердотельные конденсаторы, что увеличивает срок службы ускорителя и улучшает стабильность его работы в сложных термоусловиях. Так, если средний срок службы обычного электролитического конденсатора составляет 8000 ч при температуре 85°, то конденсатор с твердым органическим полимером при тех же условиях продержится 20 тыс. ч. И в-третьих, на Extreme-акселераторе стоит эффективная система охлаждения с массивным радиатором и тепловой трубкой. Причем охладитель Extreme Fansink контролирует скорость вращения вентилятора и понижает ее автоматически в зависимости от показаний термодатчиков.
Изображение 1. Leadtek WinFast PX8500 GT TDH Extreme 256 Mb
FOXCONN FV-8400GS 256 Mb (GeForce 8400 GS)
На плате FOXCONN FV-8400GS вместо привычного вентилятора мы видим пассивную систему охлаждения, покрывающую своими радиаторами большую часть текстолита. А по частотной формуле работы ядра ГП G86 и памяти GDDR2 видеоадаптер FOXCONN повторяет параметры инженерного решения GeForce 8400 GS.
Кстати, такие же частотные показатели присущи и эталонным ускорителям NVIDIA GeForce 8500 GT, и основное различие между инженерными моделями 8500 GT и 8400 GS - это урезанная шина доступа к видеопамяти GDDR2: не 128 бит, а 64. В результате пропускная способность памяти соответственно снижается с 12,8 до 6,4 Гбайт/с и в таблицах практических испытаний мы наблюдаем довольно скромную производительность.
Изображение 2. FOXCONN FV-8400GS 256 Mb
Gigabyte GV-RX24T256HP 256 Mb (Radeon HD 2400 XT) [РАЗУМНЫЙ ВЫБОР]
Как и платы серии ATI Radeon HD 2600, все модели линейки Radeon HD 2400 производятся по технологии 65 нм, которая позволила компании AMD снизить себестоимость своих графических кристаллов и добиться лучших электротехнических характеристик для ядер RV630 и RV610. Однако сокращение в разы числа универсальных процессоров и текстурных блоков, а также урезание ширины шины памяти до 64 бит снизило уровень производительности ускорителей Radeon HD 2400 XT по сравнению с моделями HD 2600 XT и HD 2600 PRO.
К тому же видеоплата Gigabyte GV-RX24T256HP представляет собой замедленный аналог эталонного решения ATI Radeon HD 2400 XT, ведь эффективная частота работы ее видеопамяти GDDR3 уменьшена с 1600 до 1400 МГц. Так что начало девиза модели GV-RX24T256HP: "The same high performance in the ultra silent environment" ("Та же производительность в тишине") - звучит не совсем корректно. А вот концовка вполне соответствует действительности: на плате Gigabyte установлена пассивная система охлаждения с дизайном Screen-Cooling - и, значит, никакого шума даже в жаркие моменты игровых баталий.
Изображение 3. Gigabyte GV-RX24T256HP 256 Mb (Radeon HD 2400 XT)
ASUS EAH2400PRO 256 Mb (Radeon HD 2400 PRO)
Получается, что на рынке "бюджетных" видеоплат правят бал бесшумные решения. Вот и адаптер ASUS EAH2400PRO, основанный на ГП Radeon HD 2400 PRO, использует пассивный охладитель ASUS Silent Cooling Solution с уровнем шума 0 дБ. Да, для работы в офисных компьютерах это может быть важно.
А частотную формулу функционирования модели EAH2400PRO инженеры компании ASUS оставили без изменений - она полностью соответствует эталонному образцу ATI Radeon HD 2400 PRO: 525 МГц для ядра и 400 МГц для памяти GDDR2. Разумеется, это весьма заурядные характеристики дешевых видеоадаптеров, так что плата ASUS EAH2400PRO показала самую низкую производительность в мире дискретной графики.
Изображение 4. ASUS EAH2400PRO 256 Mb (Radeon HD 2400 PRO)
Что показали тесты
Удивляйтесь: современные ускорители скромной ценовой категории пригодны для актуальных игр на ПК, хотя и с некоторыми оговорками. Во-первых, диагональ TFT-монитора не должна превышать 15 дюймов, соответствующих разрешению 1024х768. Во-вторых, в столь низком режиме отображения игровой картинки возрастает роль процессора, а значит, характеристики ЦП в компьютере обязаны быть на высоте. И в-третьих, не пытайтесь запускать игры для API Direct 3D 10; увы, для развлечений в соответствующих DX10-приложениях потребуются не только дорогая ОС Windows Vista, но и видеоплаты ценовой категории от 350 долл. и выше (см. статью "Топ-десятка для Direct 3D 10").
Если же выбирать между графическими решениями GeForce 8500 GT, Radeon HD 2400 XT, GeForce 8400 GS и Radeon HD 2400 PRO, то лучше отдать предпочтение первым двум вариантам - они больше соответствуют требованиям современных игр. А бесшумные адаптеры уровня GeForce 8400 GS и Radeon HD 2400 PRO подходят как выгодная альтернатива интегрированной графике на системных платах.
Конец "альтернативной физики"?
Количество и сложность задач, выполняемых современным домашним ПК, неуклонно растет, однако их специфичность и индивидуальность не всегда позволяют рационально использовать имеющиеся вычислительные ресурсы системы, построенной на универсальной архитектуре. Именно поэтому для проведения в реальном времени вычислений, связанных с физикой (прежде всего в компьютерных играх), разрабатываются специальные устройства PPU (Physics Processing Unit) или, как их еще называют, физические ускорители.
Примерно два года назад компания ATI объявила о собственной концепции расчета сложных физических моделей в играх. Основная идея канадских разработчиков заключалась в том, что вычисления для физики и графики схожи, а посему возможно использование вычислительных ресурсов графической платы для физических расчетов. Для этих целей предлагалось задействовать отдельную видеоплату "бюджетного" уровня и программный интерфейс HavokFX, чтобы облегчить разработчикам работу по моделированию физики.
Увы, еще тогда перспективы такого решения были весьма туманными, а сейчас уже можно твердо говорить, что ни одной соответствующей игры пользователи так и не увидели, впрочем, как и официальных драйверов ATI, позволяющих использовать недорогие видеоплаты Radeon в качестве физических ускорителей через API HavokFX.
Более того, в сентябре этого года корпорация Intel объявила о приобретении ирландской компании Havok, ведущего поставщика интерактивного программного обеспечения и услуг, используемых разработчиками цифровых ресурсов в сфере создания игр и киноиндустрии. Таким образом, все наработки Havok перешли в полное владение фирмы Intel, и останется ли интерфейс HavokFX столь доступным для разработчиков newAMD - теперь интересный вопрос.
Между тем технологии "физических вычислений" от компании AGEIA Technologies (раннее Novodex SDK) оказались живучими и число игровых приложений, поддерживающих физические ускорители AGEIA PhysX, постоянно растет и набирает популярность в играх Unreal Tournament 3, Ghost Recon Advanced Warfighter 2, CellFactor: Revolution, Auto Assault, Gears Of War, Bet on Soldier: Blackout Saigon и т.д.
Таблица 1. Сравнительные характеристики видеоадаптеров PCI Express
|
Таблица 2. Результаты игровых тестов SmartFPS.com 1.5 при AA:00 и AF:00, кадр/с
|
Таблица 3. Результаты выполнения игровых приложений Direct 3D 10 при AA:00 и AF:00, кадр/с
|
>> НАВЕРХ СТРАНИЦЫ <<