ОБЪЕКТИВНОСТЬ БЕЗ КОМПРОМИССОВОбъективность Без Компромиссов В Мире Компьютеров
НОВОСТИ САЙТАТЕСТИРУЕМ ВМЕСТЕИНТЕРНЕТ и ПОВСЯКО-РАЗНОСОФТ ПРОЕКТЫНАШИ ССЫЛКИ
ГЛАВНАЯ >> ТЕСТИРУЕМ ВМЕСТЕ >> ВИДЕОКАРТЫ: Radeon HD 5870 и Radeon HD 5850: в зазеркалье маркетинга

НАЗВАНИЕ СТАТЬИ: AMD Radeon HD 5870/5850: в зазеркалье маркетинга
АВТОРСТВО: Алекс Наб
ДАТА НАПИСАНИЯ: Сентябрь 2009 года
ДАТА ПЕЧАТНОЙ ПУБЛИКАЦИИ: Online
ДАТА ПОСЛЕДНЕЙ РЕДАКЦИИ: Сентябрь 2009 года
Алекс Н.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Вступление
  • Технология ATI Eyefinity
  • ATI Stream и DirectX11
  • Radeon HD 5870 и Radeon HD 5850
  • Вместо заключения
  • Что показали тесты

    "Свет мои, зеркальце! скажи
    Да всю правду доложи:
    Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?"
    Пушкин А.С., "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях"

    В это утро Крис Роджер проснулся довольно рано. Еще бы, освоить весь бюджет на графику быстрее, чем планировалось ранее – надо было постараться. Как теперь без денег смотреть в глаза кризису? Но метаться поздно. Сегодня на ковер совета директоров и надо убедить даже самых въедливых: дела идут хорошо - дайте еще на продвижение сверхновых решений. "Пожалуй, успею еще раз прогнать монолог перед зеркалом в душе" - промелькнуло в голове Криса.

    - Господа, наш последний рывок беспрецедентен на рынке. В то время когда средний чек в партнерских магазинах AMD-ATI растет нашим конкурентам нечего продавать в дорогом сегменте. Только взгляните на последние исследования Mercury Research – без сомнений, мы впереди по средней цене на рынке дискретной графики и это не случайно. Кто первый покорил гигагерцовый рубеж по ядерной частоте? А кто первым перешагнул Терафлопную границу? Кто первый запустил производство ускорителей с GDDR5 на борту. Конечно – мы, объединенная AMD+ATI. Хотя отметьте: именно графическое подразделение фирмы развивается намного быстрее процессорного направления и в этом плане мы давно переплюнули их устав Мура. Предлагаю производство центральных процессоров свернуть, домен amd.com продать на площадке Sedo, а вырученные деньги передать в видеоотдел. Уверен, наша новинка Radeon HD 5870 способна перевернуть мир и поднять нашу капитализацию в два, а то и в три раза. И пусть компания NVIDIA пойдет вслед за S3 Graphics – их удел недорогие видеорешения в ценовой категории до 100 долл. И вообще, с выходом пятитысячной серии наша фирма предложит на рынке решения, не имеющие никакой конкуренции.

    ASP - Average Selling Price (средняя цена за дискретную графику)

    За рамками закона Мура

    Мультимониторная технология ATI Eyefinity
    Три кита держат на своих спинах наше светлое будущее. Одного зовут ATI Stream – с ним связаны всевозможные вычисления на графических процессорах. Другого именуют DirectX11 – здесь спасибо нашим партнерам из Microsoft. И главная опора в инновации ATI Eyefinity - это больше чем поддержка мультимониторных конфигураций. Кстати, кто придумал слово Eyefinity – лишить премии, ибо курит всякую дрянь!
    Так вот, ATI Eyefinity позволяет не только подключать к каждой видеоплате серии HD 58хх до 6-ти мониторов, но и настраивать компоновку самым неожиданным образом. Хотите игровую картинку вокруг вас с разрешением 7680 на 3200 – пожалуйста. Например, Crysis поддерживает такое разрешение, представляющее собой совокупность разрешающих возможностей сразу шести мониторов с экранами 2560x1600. Просто обставляетесь дисплеями, включаете Crysis, выбираете разрешение 7680х3200 и играете - никаких специальных обновлений. В таких случая горизонтальное и вертикальное разрешения увеличиваются в разы и мониторная система сообщает игре о том, какие разрешения поддерживаются - они автоматически появляются в настройках. Возможности ATI Eyefinity потрясут любого игрока. Где-то можно просто погрузиться в панорамное изображение, а где-то можно видеть многих врагов и разные опасности еще до того, как они появляются на основном мониторе - например, так в игре HAWX. Правда, режим 7680х3200 – это 24,6 Мегапиксель и здесь актуальные игры рискуют превратиться в слайд-шоу, если выставлять максимальную детализацию картинки.

    Примеры возможного использования ATI Eyefinity

    В аппаратном плане технология ATI Eyefinity – это 6 TMDS/DP-трансмитеров в одной графической плате. Плюс два DAC-компонента для аналоговых мониторов. Что касаемо портов, то "сколько" и "каких" решает производитель видеоплаты. Можно сделать шесть независимых выходов DVI, или шесть выходов HDMI, или шесть выходов DisplayPort. А кто-то на одном ускорители сразу установит DVI, HDMI, DisplayPort и VGA.
    Но есть три нюанса. Во-первых, специалисты AMD-ATI гарантируют работу лишь в Windows 7, Windows Vista и Linux. Во-вторых, все мониторы в видеосистеме ATI Eyefinity должны иметь одинаковые разрешения. И в-третьих, хотя бы один монитор должен поддерживать интерфейс DisplayPort. Хорошо еще, что в скором будущем появится специальный DVI-переходник, подключающийся к порту DisplayPort.

    Примеры использования ATI Eyefinity в играх

    Для работы ATI Eyefinity идеально подходят мониторы с поддержкой DisplayPort и есть даже белый лист рекомендованных: HP LP2475w, HP LP2275w, Lenovo Thinkvision L2440X, Dell 2408, Dell 2410 и Dell 3008. Все установленные мониторы можно объединять в группы на уровне драйвера и использовать в работе привычные режимы “Clone” и “Extended”. Что касаемо совместимости с играми, не поленимся привести полный список игровых приложений, поддерживающих технологии ATI Eyefinity на момент выхода плат Radeon HD 58хх: Assassins Creed, Age of Conan, Area 51, Battlefield 2142, Battleforge, Bioshock, Burnout Paradise, Call of Duty 4 Modern Warfare, Call of Juarez, Call of Juarez: Bound in Blood, Champions Online, Clive Barkers Jericho, Command and Conquer: Red Alert 3, Company of Heroes, Condemned: Criminal Origin, Crime Craft, Crysis, Crysis Warhead, Damnation, Dead Space, Demigod, DevilMayCry4, Dirt, DOOM3, Empire at War: Total War, Enemy Territory - Quake Wars, Fallout 2, Fallout 3, Farcry2, Fear, FlatOut2, FlightGear, Fronline: Fuel of War, Fuel, Gears of War, Ghostbusters, Grid, GTA 4, HalfLife 2, Harry Potter Half Blood Prince, Hellgate London, Lost Planet Colonies, Lost Planet, Mass Effect, Mirrors edge, MS Flight Simulator X, Oblivion, Overlord, Prey, Prototype, Quake 4, Rainbow Six Vegas, Resident Evil 5, Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena, Rollercoaster Tycoon 3, Sins of a Solar Empire, Stalker Clear Sky, Stalker Shadow of Chernobyl, Star Wars Battlefront, Stranglehold, Street Fighter 4, Supreme Commander Forged Alliance, Supreme Commander, Team Fortress 2, Test Drive Unlimited, The Godfather 2, The Sims 3, Tom Clancy's H.A.W.X, Tom Clancy's Rainbow Six Vegas 2, Tomb Raider Underworld, Turning Point: Fall of Liberty, Unreal Tournament 3, Velvet Assassin, Wanted: Weapons of Fate, Wildenstein, World In Conflict, Xplane 9, X3 Terrain Conflict Demo. Вот вроде бы и все, надеемся ничего не забыли. А может быть вы вспомните современную популярную игру, которая не засветилась в списке? Кто сказал: где поддержка World of Warcraft – вот вам "Чупа-чупс", сосите.

    Результаты тестов AMD Radeon HD 5870 в системах Windows 7 и Windows Vista

    Как ни крути, но ATI Eyefinity не является технологией одного симулятора и пары шутеров, и это порадует всех игроманов. Тем более, на носу официальный выход Windows 7 - первая "операционка" Microsoft, дающая заметный прирост FPS в играх по сравнению с прошлой ОС - Windows Vista. И это результат работы реализации модели драйверов и их управляющих элементов в Windows 7, а не разработчиков драйверов AMD-ATI. Именно поэтому наряду с покупкой Radeon HD 5870 рекомендуем приобретать Windows 7 и никак иначе. К тому же в "семерке" новый Radeon ускоряет кодирование видеоконтента на аппаратном уровне и разгоняет работу графического интерфейса ОС. Для функционирования потребуется Catalyst октябрьской версии 9.10. Именно этот релиз будет поддерживать работу в Windows 7 с DirectX 11.

    Модель работы Radeon HD 58xx в ОС Windows 7

    Технология ATI Stream и DirectX11
    ATI Stream – это не столько «железо», сколько поддержка открытых стандартов. Именно в этом факте кроется принципиальное отличие от подхода NVIDIA и Intel. Ведь компания ATI избегает поддержки фирменных технологий, ограничивающих возможность выбора разработчиков игр и работающих на строго определенных аппаратных платформах. Вспомните 3dfx Glide, NVIDIA Cg, Rambus, Unified Display Interface и Apple Display Connector – время показалось бесперспективность перечисленных стандартов. Да, NVIDIA CUDA еще жив, но дни его сочтены и специалисты ATI сделали ставку на технологии OpenCL и DirectCompute 11, в качестве основных стандартов для вычислений на графических картах.

    Потоковое вычисление (2.7 Teraflops Single Precision, 544 Gigaflops Double Precision; Full Hardware Implementation Of DirectCompute11 & OpenCL1.0; IEEE754-2008 Compliant Precision; Memory Export Buffer; Additional Functionality Beyond OpenCL1.0)

    В платах Radeon HD 5870 и Radeon HD 5850 на аппаратном уровне реализованы: поддержка интерфейсов OpenCL 1.0 и DirectCompute 11, вычисления двойной точности в операциях с плавающей точкой. Увеличен ряд буферов, расширены возможности обмена данными между вычислительными потоками. Для программистов все стало удобнее по сравнению с графическими процессорами AMD-ATI прошлого поколения.
    Если сравнить то, что предлагают компании AMD и NVIDIA разница будет видна сразу - Shader Model 5 против Shader Model 4.0/4.1, 2,72 TFLOPS (в операциях с плавающей точкой с одинарной точностью) против 933 GFLOPS, 544 GFLOPS (в операциях с плавающей точкой с двойной точностью) против 73 GFLOPS. К тому же только инженеры AMD-ATI пишут драйверы для OpenCL, чтобы оптимальным образом распределять нагрузку между ЦПУ и ГПУ.
    А что позволяет делать DirectCompute 11? Это и физика, это и масса графических спецэффектов (которые удобно делать именно с помощью DirectCompute, а не Direct3D), это и фокусы с отрисовкой теней, полупрозрачных объектов, это и искусственный интеллект игровых персонажей. Уже известна очередь «ближайших» игр с поддержкой DirectCompute 11: Aliens vs Predator, S.T.A.L.K.E.R. Call of Pripyat и Colin McRae Dirt 2.
    И в обыкновенном DirectX 11 есть ряд инновационных решений, позволяющих разработчикам делать игры красивее, насыщенней и быстрее. Это и упомянутый выше DirectCompute 11, и пятая модель шейдеров, и аппаратная тесселляция, и текстуры HDR, и многопоточность.

    Кадры игры S.T.A.L.K.E.R. Call of Pripyat

    Кадры игры Aliens vs Predator

    Radeon HD 5870 и Radeon HD 5850
    Теперь о кристаллах и платах. Кодовые имена новинок AMD то и дело всплывали на разных сайтах, но все предположения оказались неверными. В действительности у AMD-ATI есть семейство графических кристаллов нового поколения Evergreen. В его рамках HD 5870 и HD 5850 относятся к чипам Cypress, производимых на заводах TSMC, для ценовой категории 300-400 долл. В ходе четвертого квартала на рынке появятся видеоплаты на базе кристалла Hemlock с нацеливанием на 500 долларовую отметку, и ускорители Juniper для диапазона 100 – 200 долл. А в начале 2010 года мы увидим самые дешевые решения для DirectX 11 на базе микросхем Redwood и Cedar. Остается добавить: все перечисленные кодовые наименования ассоциируются с вечнозелеными растениями в пику фирменному цвету конкурентов.

    Сравнительные характеристики графических ускорителей AMD-ATI
    Модель видеоплаты Технология производства ГП, нм Размер кристалла/ Количество  транзисторов, кв.мм./ млрд. ед. Количество унифицир. процессоров Количество текстурных/ ROP  блоков Частота работы ядра, МГц Эффект. частота работы GDDR5, МГц Пропускная способность видеопамяти, Гбайт/с Максимальное энергопотребл. в 3D-играх, Вт Энергопотребл. в 2D-режиме ОС Windows, Вт Ориентиров. цена, долл. (сентябрь 2009)
    AMD-ATI Radeon HD 5870 (Cypress) 40 334/2,15 1600 80/32 850 1200 153,6 188 27 400
    AMD-ATI Radeon HD 5850 (Cypress) 40 334/2,15 1440 72/32 725 1000 128 170 27 300
    AMD-ATI Radeon HD 4870 (RV770) 55 263/0,956 800 40/16 750 900 115,2 160 90 200

    Кстати, неискушенных пользователей поразит таблица технических спецификаций Radeon HD 5870 в сравнении с платами предыдущего поколения. Хотя опытные оверклокеры отметят небольшой рост тактовых частот видеопамяти GDDR5, но и проделанная подвижка многого стоит в рамках инженерной задачи. Да и многочисленные опыты с разгоном плат Radeon HD 4870 убедили всех: рост частот по ядру дает более заметный прирост игровых FPS, нежели разгон частот для видеопамяти.
    Отдельно отметим энергопотребление плат Radeon HD 5870 и Radeon HD 5850 в простое. Подобная революция в питании стала возможна благодаря продуманным режимам работы памяти GDDR5 – управляющие микросхемы анализируют вычислительную нагрузку на видеоподсистему и на ходу принимают решения об оптимальных частотах и напряжениях. Проверено, при обычной работе в Windows платы нового поколения потребляют электроэнергии столько же, что и самые простые ускорители за 50 долл.

    GDDR5 Memory Interface (Optimized Memory Controller Area, Error Detection Code, GDDR5 Memory Clock Temperature Compensation, Fast GDDR5 Link Retraining)

    Появление кристаллов Cypress привело к заметному избытку производительности в современных играх и наши специалисты реализовали так называемый «честный» антиалиасинга. Появился режим суперсэмплинга, когда ускоритель просчитывается изображение в два, четыре, восемь раз больше включенного разрешения, а затем сжимает картинку до экранного. Суперсэмплинг можно включать на уровне драйверов, но только для DirectX9 и OpenGL. А для интерфейсов DirectX10 и DirectX11 игровые приложения должны поддерживать технологию суперсэмплинга в коде.
    Решение ATI Radeon HD 5870 понравится всем, однако не у каждого пользователя есть 400 долл. в кармане и для таких любителей игр мы припасли ATI Radeon HD 5850. Разумеется, в ней отключена часть функциональных блоков, зато цена – всего 300 долл. А вот самым бедным игроманам достанутся вчерашние хиты – карты Radeon HD 4870 и Radeon HD 4850. Их удел быть под планкой в 200 долл., но уже в следующем году они навсегда исчезнут с магазинных прилавков.

    TeraScale 2 Architecture (Instruction Set, Stream Processing Units, SIMD Layout, Graphics Engine, Texture Units, Render Back-ends, Display Controllers)

    Graphics Engine (Dual Rasterizers, New TessellationUnit, Pull Model Interpolation)

    Thread Processors

    Texture Units and Caches (Increased Texture Bandwidth, Increased Cache Bandwidth, Doubled L2 Cache, New DirectX 11 Texture Features)

    - Подытожу. Еще год назад футболки с надписью «Unleash One Tera» расходились на «ура», а сегодня их возжелают лишь фанаты NVIDIA. Так выделите нам финансовый резерв на раскрутку поколения Evergreen и давайте поскорее приступим к разработке Radeon HD 6870 и 6850. Нельзя сбавлять обороты, когда вокруг столько любителей развлечений и анонсированных игрушек...

    Произнеся монолог Крис замолчал - тишина повисла в душевой комнате. И лишь запотевшему зеркалу хотелось прокричать: "Ты прекрасна, спору нет, но…". Но Крис Роджер уже выбегал из дверей дома, когда капли конденсата нарисовали в ответ всю правду, уложившись в три буквы.
    Разумеется, - "Yes", а то, что вы подумали на английский сложно переводится ;)


    Видеоплата Radeon HD 5870

    Что показали тесты
    Конфигурация тестового стенда была следующей: Intel Core i7 965, Gigabyte EX58-UD5 (версия BIOS F3), Corsair XMS TR3X6G1600C8D 6GB (3x2GB) 1600MHz 8-8-8-24, Seagate Baracuda 7200.11 ST31000333AS 1Тбайт, Dell 3007WFP-HC. Все испытания проводились под управлением Windows 7 64-bit. В операционной системы были установлены драйверы: Intel Chipset Device Software v9.1.0.1007, Realtek High Definition Audio Driver v6.0.1.5672, ATI Catalyst™ 9.10 (8.66)/NVIDIA ForceWare 190.38 WHQL. Игровые приложения: Stormrise (1.0.0.0 D, X10.1/DX10, High Quality, mn_sp06), Unreal Tournament 3 (1.3, All set to max, 12 bots, WAR-Serenity bot match), Call of Duty World at War (1.4, All set to max, perflab), Battleforge (Feb29 InternaDX10.1/DX10, All set to max, Built-in), Far Cry 2 (1.02 DX10, Ultra High, Ranch Small), The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena (1.01, High Quality, demo1).

    Результаты игровых тестов при AA:04 и AF:08, кадр/с
    Модель видеоплаты Stormrise Unreal Tournament 3 Call of Duty World at War Battleforge Far Cry 2 The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena
    1920x1200 2560x1600 1920x1200 2560x1600 1920x1200 2560x1600 1920x1200 2560x1600 1920x1200 2560x1600 1920x1200 2560x1600
    ATI Radeon HD 5870 60,6 41,8 91,7 61,1 112 75,7 47 32,7 66,6 46,6 76,2 44,7
    ATI Radeon HD 5850 49,5 33,9 75,4 48,8 н/д н/д 39 27,1 63,2 н/д 65,6 н/д
    ATI Radeon HD 4870 35,2 22,8 55,4 34,7 72,6 46,3 30,3 20,1 40,7 27,3 39,2 22,3
    NVIDIA GeForce GTX 285 28,4 18,3 77,4 42,7 н/д 65,1 30,3 -- 56,9 н/д 53,2 19,8
    NVIDIA GeForce GTX 295 49,2 31,7 132,4 н/д 144,2 103 50,8 -- н/д н/д 81,6 48,9

    Видеоплата Radeon HD 5850

    >> НАВЕРХ СТРАНИЦЫ <<