Результаты игровых тестов
Наши ушки расположены на некотором расстоянии друг от друга и поэтому мы способны не только воспринимать звуковой сигнал, но и определять, откуда он исходит. Тоже самое можно сказать и про наши глазки. Мы не только видим проекцию реального мира, но и ощущаем положение объектов в пространстве. И вот что новенького в плане 3D-зрелищ придумали умные люди.
Больше года назад мы познакомились с воплощением технологии NVIDIA 3D Vision. «Потрясающе! Прогрессируем, а не топчемся!». Именно такие мысли понеслись, когда запустили слайд-шоу из стереофотографий. А еще были стереофильмы, стереоигры, - масса позитивных эмоций нарастала с каждой минутой близкого знакомства.
Помните волны восхищения от фильма «Аватар 3D»? Так технология 3D Vision вызывала те же эмоции и даже интереснее. Она не требовала семиэтажных экранов и работала даже в студенческой коморке. Однако на этом празднике прогресса лишними оказались новоиспеченные владельцы плат ATI Radeon. Реализация 3D Vision требовала наличия монитора с поддержкой 120 Гц, специальных стереоскопических очков и, обязательно, видеоплаты GeForce.
Честно говоря, само по себе появление технологии NVIDIA 3D Vision весной 2009 г. не стало серьезным ударом для AMD. Но к началу этого года изменилось само отношение пользователей к 3D-развлечениям. Из разряда второстепенных они перешли в категорию невероятно модных. И в этом плане «отставание» компании из трех букв стало очевидно даже домохозяйкам.
Быстро изменить ситуацию не получилось. Обещали показать аналог 3D Vision от AMD весной 2010 г. – не показали. Хотели передать реализацию 3D в руки специалистам компании Sapphire – не получилось. Очевидно, обещанного три года ждут и вот приятный сюрприз в начале осени.
Компания iZ3D, занимавшаяся разработкой 3D-мониторов на базе устаревшей поляризационной технологии, представила копию инновации 3D Vision для видеоплат и от Nvidia, и от AMD-ATI. Вся суть в видеодрайвере iZ3D, запускающий в DirectX-играх рендеринг сюжетной картинки с двух разных позиций – для левого и правого глаза. Затем, с помощью фирменной технологии S3D Shutter, два отображения виртуального мира формируют стереокадр под разные системы просмотра 3D.
Если у пользователя есть соответствующий монитор с частотой 120 Гц и 3D-очки со шторками, то алгоритм S3D Shutter будет выводить на дисплей поочередно левую и правую картинки, синхронизируя показ с затемнением в правой и левой шторке очков. Таким образом каждый глаз получит только свое отображение и в голове игрока возникнет потрясающая иллюзия трехмерности.
Более того, по замыслу разработчиков iZ3D возможен и «дешевый» вариант реализации 3D, когда на столе пользователя стоит самый обычный монитор – на помощь проходит анаглифия. Достаточно одеть очки с цветными фильтрами и указать в настройках драйвера цвет для каждого глаза. Например, красный для левого и синий для правого. Однако у анаглифической стереоскопии есть ряд недостатков, один из которых в сильном искажении цветов.
На данный момент шторочная 3D-технология от iZ3D доступна владельцам лишь двух устройств. Это либо моноблочный компьютер MSI Wind Top AE2420 3D за несколько тысяч долларов, либо монитор ViewSonic 3D Display V3D241wm-LED за 500 долл. К нам в тесты первым попал дисплей ViewSonic.
Протестированная технология iZ3D на базе монитора ViewSonic 3D Display V3D241wm-LED (Full HD)
Для поддержки режима 3D в играх пользователю потребуется ОС Windows Vista или Windows 7 (32-бит или 64-бит), современный ускоритель ATI или Nvidia, мощный ЦП (двух- четырех- ядерный), последние обновления DirectX 10. Кстати, в белый лист игр пока входят лишь приложения под DirectX 8 и 9 – актуальный список смотрите на www.iz3d.com/games.
Фирменный драйвер iZ3D инсталлируется поверх программных драйверов ForceWare и Catalyst – никаких сложностей. В результате, в OС Windows 7 появляются два ключевых файла с настройками, задаваемыми в центре управления iZ3D: С:\Program Files\iZ3D Driver\BaseProfiles.xml и С:\Users\\AppData\Roaming\iZ3D Driver\UserProfile.xml.
В меню DirectX программы iZ3D можно включить/отключить один из трех режимов 3D, задать частоту обновления монитора ViewSonic. Ряд популярных игр, обладающих специфичными алгоритмами шейдеров, вынесены во вкладку Profiles – надо указать путь с соответствующим exe-файлам для запуска, задать горячие клавиши для выбора предварительных настроек 3D, подобрать правильно автофокус сцены. Еще одной интересной секцией в панели управления является страничка HELP. В ней есть статический (гоблин с копьем) и динамический (вращающийся логотип iZ3D) тесты режима 3D. И заложенные эффекты впечатлят многих.
Интересно, что в самом игровом процессе вы можете сделать снимок любого эпизода в стереоформате JPS (JPG Stereo) – нажимайте привычную клавишу и забирайте стереопару из папки C:\Users\\Pictures\iZ3D Driver Screenshots.
Как мы тестировали
Все испытания проводились на основе тестового стенда следующей конфигурации: процессор AMD Athlon II X3 425, системная плата Gigabyte GA-880GA-UD3H, память Transcend TX2000KLU-4GK (DDR3, 1333 МГц, 4 Гбайт, 9-9-9-24, двухканальный режим), видеоплата AMD-ATI Radeon HD 5870 1Гбайт, жесткий диск Western Digital Caviar Black WD1002FAEX (2 Гбайт, SATA 6 Гбит/с, кэш 64 Мбайт, 7200 об/мин), оптический привод Plextor DVDR PX-810SA, блок питания Tagan SuperRock TG880-U33II (880 Вт). Работа с тестовой платформой осуществлялась при подключенном мониторе ViewSonic 3D Display V3D241wm-LED с графическим разрешением 1920x1080 (Full HD).
Программные тесты проводились под управлением ОС Windows 7 Ultimate 64-бит. Для работы с графической подсистемой использовались видеодрайверы Catalyst 64-bit версии 8.10 и iZ3D Driver версии 1.99.0118. В качестве измерительного инструментария применялся сценарный тест SmartFPS.com 1.11 ( www.smartfps.com ) для автоматизированного определения производительности в игровых приложениях Serious Sam 2, Call Of Juarez и Unreal Tournament 3. Исследование 3D-производительности проводилось с отключенными полноэкранным сглаживанием (AA:00).
Снимок экрана фирменного 3D-драйвера iZ3D Driver версии 1.99.0118
Итоги первого знакомства
Начнем наш отчетный репортаж с небольшой поправки к конфигурации стенда. Дело в том, что включенный в испытательную платформу центральный процессор AMD Athlon II X3 425 оказался слабым звеном во всех 3D-режимах iZ3D. Пришлось лезть в BIOS материнской платы Gigabyte GA-880GA-UD3H и разблокировать четвертое ядро и L3-кеш объемом 6 Мбайт. Переродившийся ЦП по характеристикам стал похож на Phenom II X4 925 - исчезли все тормоза, замеченные с участием Athlon II X3.
Что касаемо монитора ViewSonic 3D Display V3D241wm-LED, то он подключается к штатному разъему DVI на видеоплате. В комплекте с ним идут стереоочки BitCauldron, с довольно устаревшим дизайном и с неудачной эргономикой. Очки подключаются по проводам сзади корпуса дисплея к специальному разъему, напоминающему порт mini-USB. Длины кабеля достаточно, чтобы комфортно расположиться перед экраном.
Разумеется, в 3D режимах не запустились OpenGL игры – играли в Quake 4, Prey и The Chronicles of Riddick: EFBB. К нашему разочарованию не заработал и ряд модных DirectX-игр, вроде Crysis, Crysis Warhead, Call Of Duty 2, Battlefield 2, Enemy Territory - QUAKE Wars, S.T.A.L.K.E.R. Clear Sky и Lost Planet: Extreme Condition.
Теперь о том, что запустилось без проблем и порадовала нам новыми ощущениями. Прежде всего это гонки Need for Speed: ProStreet и Need for Speed: Carbon. Позабавили плавильные трубы, торчащие из экрана в стратегии Command & Conquer III: Tiberium Wars – пять баллов за 3D. Из проверенных игр для тестов заработали Serious Sam 2, Unreal Tournament 3 и Call Of Juarez. Вот по результатам производительности в этих трех играх и будем судить объективно.
В свое время компания Intel провела масштабные исследования и выяснила, что играбельным показателем производительности вычислительной системы является отметка 60 кадр./с и больше. Взгляните на нашу таблицу. В родном разрешение Full HD монитора ViewSonic мы видим строгое выполнение требования лишь в анаглифическом и штатном режимах. Здесь можно смело включать максимальные режимы полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации – запаса по производительности хватит. Что касаемо современной визуализации 3D с помощью очков со шторками, то играть можно либо с отключенными AA и AF, либо в более скромных экранных режимах. А ведь в нашем ПК стоит одни из самых дорогих процессоров и графических ускорителей компании AMD.
И все же задумка инженеров iZ3D удалась. Настоящее 3D работает как с платами NVIDIA, так и с платами AMD-ATI. Теперь независимые журналисты за считанные месяцы из малоизвестной компании iZ3D сделают героя-спасителя для всех поклонников продукции ATI.
Да, и вот еще что интересно. Официально, в перечне необходимых мониторов для работы хорошо знакомой технологии NVIDIA 3D Vision нет модели V3D241wm-LED. Однако вот что мы придумали, если в недрах ПК стоит современный ускоритель GeForce. Устанавливаем в операционную систему для монитора ViewSonic драйвера от CRT-монитора. Игнорируем «возмущение» Windows и задаем частоту обновления 120 Гц. Все, теперь фирменные драйвера для 3D Vision заработают, как положено. Правда, периодически на экране будут появляться небольшие артефакты, но играть можно. А главное, можно смотреть стереофотографии и 3D фильмы. Этих функций как раз и не хватает в актуальной версии iZ3D.
Результаты игровых тестов SmartFPS v1.11, кадр/с
Игра\Испытание |
Режим ViewSonic 3D |
Режим 3D-анаглиф |
Штатный 3D |
Serious Sam 2 DEMO |
1280x800 |
53,9 |
86,2 |
151,5 |
1680x1050 |
49,8 |
84 |
147,4 |
1920x1080 |
47,1 |
83,9 |
144,9 |
Call of Juarez DVD (русская версия) |
1280x800 |
58,2 |
98,7 |
189,4 |
1680x1050 |
53,4 |
77,8 |
148,5 |
1920x1080 |
43,6 |
70,1 |
136,6 |
Unreal Tournament 3 DVD (русская версия) |
1280x800 |
59,8 |
84,8 |
206,9 |
1680x1050 |
57,7 |
83,5 |
204,8 |
1920x1080 |
50,7 |
81,8 |
199,8 |
>> НАВЕРХ СТРАНИЦЫ <<