ГЛАВНАЯ >> ТЕСТИРУЕМ ВМЕСТЕ >> ВИДЕОКАРТЫ: И никак иначе
НАЗВАНИЕ СТАТЬИ: И никак иначе
АВТОРСТВО: Алекс Наб
ДАТА НАПИСАНИЯ: Сентябрь 2008 года
ДАТА ПЕЧАТНОЙ ПУБЛИКАЦИИ: Октябрь 2008 года ( ISSN 0235-3520 )
ДАТА ПОСЛЕДНЕЙ РЕДАКЦИИ: Сентябрь 2008 года
| |
СОДЕРЖАНИЕ
Вступление
Как мы тестировали
XFX GeForce GTX 260 (GeForce GTX 260)
FOXCONN GeForce 9800 GX2-1024N (GeForce 9800 GX2)
MSI N9800GX2-M2D1G (GeForce 9800 GX2)
GIGABYTE GV-N98XP-512H-B (GeForce 9800 GTX+)
PALIT HD4870 Sonic Dual Edition (Radeon HD 4870)
MSI R4870-T2D512 (Radeon HD 4870)
SAPPHIRE Atomic HD 3870-X2 (Radeon HD 3870)
Что показали тесты
РАЗМАХАЙКА: Как тестировать в Crysis
Сравнительные характеристики
Результаты тестов для Crysis
Результаты тестов при AA:00 и AF:00
Результаты тестов при AA:04 и AF:16
Все последние месяцы новые решения от производителей графических плат сыплются, как из рога изобилия козы Амалфеи. Не успели мы рассмотреть рынок видеоплат классов low-end и middle-end, чтобы перейти к обзору самых производительных ускорителей, как появились анонсы нового поколения Radeon, перекраивающего тот же ценовой интервал до 200 долл. Вот и приходится жить в заданном темпе и из номера в номер публиковать сравнительные тесты видеоакселераторов - и никак иначе.
В этот раз мы изучим платы, продающиеся в московских магазинах за 300--400 долл. В указанный диапазон попадают как "устаревшие" решения вроде GeForce 9800 GX2 и Radeon HD 3870 X2, так и новые: GeForce 9800 GTX+, GeForce GTX 260 и Radeon HD 4870.
Как мы тестировали
Все испытания проводились под управлением операционной системы Windows Vista Ultimate 64-bit (build 6.0.6000 + официальные обновления). Для работы с графическими подсистемами использовались видеодрайверы ForceWare 64-bit версий 175.19 и 177.44 (для GeForce 260), Catalyst 64-bit версии 8.8.
В качестве измерительного инструментария в ОС Windows Vista применялся сценарный тест SmartFPS.com 1.8 ( www.smartfps.com ) для автоматизированного определения производительности в игровых приложениях Crysis, Call of Juarez, Unreal Tournament 3, Prey и The Chronicles of Riddick: EFBB.
Все запуски тестовых сценариев выполнялись с применением монитора Philips Brilliance 202P7 и при графических разрешениях 1600x1200 и 2048x1536 точек с 32-разрядной глубиной цвета. При этом исследование 3D-производительности видеоплат проводилось в двух режимах качества отображения игровой картинки: с отключенными полноэкранным сглаживанием и анизотропной фильтрацией, а также с включенными четырехкратным сглаживанием (AA:04) и 16-кратной анизотропной фильтрацией (AF:16). Все настройки качества визуализации контролировались с помощью глобальных установок в соответствующих видеодрайверах NVIDIA ForceWare и AMD-ATI Catalyst (при отключенных Temporal AA, Adaptive AA и High Quality AF).
Аппаратная конфигурация тестового стенда была следующей: ЦП Intel Core 2 Extreme X6800, системная плата ASUS P5K SE (P35 + ICH9), двухканальное ОЗУ на базе модулей Corsair XMS2-6400 CM2X1024-6400PRO (2x1 Гбайт, DDR2, 800 МГц, 5-5-5-15), жесткий диск WD Caviar SE16 WD5000KS (SATA 2, 7200 об/мин, 500 Гбайт), оптический DVD-привод TEAC DV-516, блок питания Hiper HPU-4M880-PE. Энергопотребление системного блока (без монитора) контролировалось сертифицированным прибором учета электроэнергии "Меркурий 200.02" (классы точности 1 и 2).
XFX GeForce GTX 260 (GeForce GTX 260)
В прошлый раз мы тестировали самый производительный видеоадаптер GIGABYTE GV-N28-1GH-B на базе микросхемы NVIDIA GeForce GTX 280. И на первый взгляд платы GeForce GTX 260 и GeForce GTX 280 очень похожи, хотя на самом деле есть различия в технических характеристиках.
Число универсальных процессоров уменьшено с 240 до 192, текстурных модулей - с 40 до 32, ROP-блоков - с 32 до 24. Шина памяти урезана с 512 до 448 бит, объем GDDR3 сократился с 1024 до 896 Мбайт. Упрощен разъем питания 2х4: вместо восьми контактов теперь шесть. Да и рабочие частоты ядра и видеопамяти стали скромнее.
Но вот что важно: если будете покупать XFX GeForce GTX 260, обратите внимание на индекс продукта, поскольку в линейке XFX уживаются два очень сходных ускорителя. Есть плата GX-260N-ADF9, у нее стандартные частоты: 575 МГц для ядра, 2000 МГц для памяти. И есть GX-260N-ADD9 - "разогнанный" вариант, участвовавший в нашем тесте.
Изображение 1. Видеоплата XFX GeForce GTX 260
FOXCONN GeForce 9800 GX2-1024N (GeForce 9800 GX2)
Пару лет назад мы тестировали одну очень интересную видеоплату - NVIDIA GeForce 7950 GX2. Два ускорителя GeForce 7900 GTX были объединены в ней в специальный SLI-"бутерброд". Тогда каждый кристалл NVIDIA G71 с соответствующей обвязкой размещался на отдельной печатной плате, но вся конструкция устанавливалась в один слот PCI Express. Потом на рынке появился GeForce 8800 GTX с поддержкой DirectX 10 и про GeForce 7950 GX2 подзабыли. Тем не менее плата GeForce 9800 GX2 - это результат развития идеи "бутербродостроительства" NVIDIA.
FOXCONN GeForce 9800 GX2-1024N построен на базе двух акселераторов GeForce 9800 GTX, которые спрятаны в пластиковый кожух с решетками, напоминающий переносную автомагнитолу "Урал" 80-х годов. Сами печатные платы GeForce 9800 GTX расположены под стенками корпуса и электронными компонентами смотрят друг на друга сквозь систему охлаждения. Удивительная концентрация графических элементов, и хорошо, что по размерам GeForce 9800 GX2 соответствует GeForce 9800 GTX - влезет в обычный корпус ATX.
Изображение 2. Видеоплата FOXCONN GeForce 9800 GX2-1024N
MSI N9800GX2-M2D1G (GeForce 9800 GX2)
И MSI N9800GX2-M2D1G, и FOXCONN GeForce 9800 GX2-1024N созданы по образу и подобию референсной платы NVIDIA GeForce 9800 GX2. Даже рабочие частоты те же - 600 МГц для ядра, 1000 МГц для памяти. Остается удивляться, почему инженеры MSI и FOXCONN не "разогнали" свои решения, ведь ядро NVIDIA G92 с частотой 675 МГц, как у GeForce 9800 GTX, - обычное дело. Да, если корпус ПК хорошо вентилируется, можно самому улучшить характеристики GeForce 9800 GX2 с помощью специальных утилит.
Что касаемо комплектации MSI - ничего особенного: стандартный набор переходничков и бесполезных CD-дисков. А пара современных "игрушек" с поддержкой SLI-рендеринга не помешала бы.
Первые платы MSI N9800GX2-M2D1G появились на рынке этой весной и стоили более 700 долл., а сейчас цена в магазинах - 400. Неплохая скидка за терпеливость?
Изображение 3. Видеоплата MSI N9800GX2-M2D1G
GIGABYTE GV-N98XP-512H-B (GeForce 9800 GTX+)
В так называемый День дурака компания NVIDIA выпустила в свет микросхему G92, которая заменила в линейке GeForce устаревший ГП G80. Новый кристалл NVIDIA оказался настолько перспективным в плане "разгона", что купить сейчас платы GeForce 9800 GTX с рекомендованной частотой ядра 675 МГц необычайно сложно ( см. статью "Первый раз в middle-end класс" ).
Разумеется, маркетологи NVIDIA сориентировались очень быстро, и вот вам референсное решение GeForce 9800 GTX+ с частотой кристалла 740 МГц. В остальном те же 128 унифицированных процессоров, 32 текстурных модуля, 16 ROP-блоков, 256-бит шина памяти. Ах да, цена теперь не та, у "бесплюсовых" моделей она ниже примерно на 50 долл.
Изображение 4. Видеоплата GIGABYTE GV-N98XP-512H-B
PALIT HD4870 Sonic Dual Edition (Radeon HD 4870)
Многочасовое тестирование видеоплат - довольно нудное занятие. Достаем ускоритель из упаковки, фотографируем его на фоне коробки, устанавливаем в тестовый стенд, инсталлируем необходимые драйверы, запускаем тестовые пакеты. Тем временем рабочий день закончен, скорей домой, а то как бы не пропустить свежий выпуск "Дома-2" (шутка, разумеется).
Но что это? Вынимая протестированную плату PALIT HD4870 Sonic Dual Edition, на торцевой скобе вдруг замечаешь спрятанный переключатель с режимами Normal-Turbo. Дело в том, что по умолчанию ускоритель PALIT работает на эталонных частотах: 750 МГц для ядра, 3800 МГц для видеопамяти. А чтобы из Radeon HD 4870 "выдавить" весь потенциал, надо было иголкой переключить режимы. Щелк - готово, но теперь все тесты надо повторять заново.
По пути отметим оригинальную систему охлаждения на трех тепловых трубках с двумя вентиляторами. Она работает достаточно тихо и при этом полностью справляется со своими задачами даже в режиме Turbo.
Изображение 5. Видеоплата PALIT HD4870 Sonic Dual Edition
MSI R4870-T2D512 (Radeon HD 4870)
Вот она - точная копия референсной платы AMD-ATI Radeon HD 4870. ГП состоит из 10 SIMD-ядер, построенных на 16 потоковых процессорах. В свою очередь каждый процессор содержит одно суперскалярное АЛУ и четыре скалярных компонента. Частоты - эталонные: ядро - 750 МГц, память - 3800. По сути получается ускоритель PALIT HD4870 Sonic DE в положении Normal.
Решение MSI может похвастаться стабильностью и надежностью даже в самые жесткие моменты современных игр. Более месяца в режиме Direct 3D 10 мы играли в Lost Planet Extreme Condition и BioShock - никаких нареканий и замечаний.
Изображение 6. Видеоплата MSI R4870-T2D512
SAPPHIRE Atomic HD 3870-X2 (Radeon HD 3870)
Решение Radeon HD 3870 X2 представляет собой два графических адаптера Radeon HD 3870, размещенные на одной печатной плате и объединенные в рамках технологии ATI CrossFire, работающей в режиме Alternative Frame Rendering (один ускоритель просчитывает все нечетные кадры, второй - четные). Месяц назад покупка ускорителя AMD-ATI R680 за 350 долл. считалась бы удачной. А сегодня видеоплаты Radeon HD 3870 X2 продаются менее чем за 250, но вариант с SAPPHIRE Atomic HD 3870-X2 особенный.
Девиз этого решения: "Больше крови за ваши деньги". Два кристалла R680 и память GDDR4 работают на невероятных для Radeon HD 3870 X2 частотах, а приемлемый температурный режим обеспечивается благодаря эффективной системе жидкостного охлаждения.
Назвать охладитель тихим мы не можем - еще как шумит, особенно в моменты виртуальных сражений. К слову сказать, с подобными СО ранее мы не сталкивались. Тем приятнее было удивиться: установка Atomic HD 3870-X2 в тестовом ПК заняла не более пяти минут.
Изображение 7. Видеоплата SAPPHIRE Atomic HD 3870-X2
Что показали тесты
Если ориентироваться на рекомендованные цены производителей, то у компаний NVIDIA и ATI должны быть определенные бреши в продуктовых линейках в диапазоне от 300 до 400 долл., но в московских магазинах ситуация выглядит иначе. Где-то продавцы удерживают старые цены, а где-то пытаются ценником привлечь внимание к новинкам. В результате образовалась жирная прослойка нижнего рубежа Hi-End сегмента. Думаем, в недалеком будущем сюда скатятся решения GeForce GTX 260+ и Radeon HD 4870 X2, но и сейчас возможностей плат GeForce GTX 260 и Radeon HD 4870 большинству пользователей хватит за глаза.
В погоне за производительностью, не забывая о цене, стоит приобрести PALIT HD4870 Sonic Dual Edition - очень интересное решение. А если есть 400 долл. и надо освоить всю сумму, присмотритесь к FOXCONN GeForce 9800 GX2-1024N или MSI N9800GX2-M2D1G, но приобретите XFX GeForce GTX 260 - для современных игр она лучшая в плане высоких показателей FPS (кадр/с).
Как тестировать в Crysis
Последние полгода очень сложно найти тесты видеоплат без результатов испытаний в игре Crysis. Оно и понятно: современные технологии, шедевральный видеоряд, увлекательный замысел. При этом запуски тестовых сценариев происходят под копирку, ведь мало кто знает секреты записи собственной "демки". Вот и пользуются независимые специалисты заготовленными сценариями от Crytek GmbH, облегчая жизнь драйверным "точильщикам" из NVIDIA и ATI.
Да, в самой игре Crysis записать timedemo нельзя, но есть одно ухищрение, о котором надо знать, использование Sandbox 2.
Пишем "демку" для Crysis
На DVD-диске с игрой есть каталог Sandbox2, в нем лежит msi-дистрибутив редактора игровых уровней CryEngine 2 Sandbox 2 Editor - устанавливаем его. Кстати, на нашем диске Crysis находилась версия 1.1.5767.
Если все сделать по умолчанию, то в папке установленной игры появится каталог Editor с необходимыми файлами. Теперь надо запустить редактор уровней с помощью исполнительного файла Editor.exe из папки Bin32. Отметим, что и Sandbox 2 v1.1.1 из демоверсии Crysis неплохо интегрируется в Crysis DEMO, а вот Sandbox 2 v1.1.5767 в бесплатном варианте Crysis при запуске выдает ошибки.
В рабочем окне Sandbox 2 из меню File выбираем пункт Open и сразу оказываемся в папке с игровыми уровнями - выбирайте любой. Например, можно войти в каталог island и выделить в нем ключевой файл island.cry.
После загрузки уровня появится окошко Errors report - закрываем его. И теперь поучитесь летать над картой: нажимая левую и правую кнопки мыши, можно выбирать направление, а с помощью клавиш W/S/A/D - перемещаться соответственно вперед/назад/влево/вправо.
Выбираем удачное место старта будущей "демки", опускаемся до поверхности и из меню Game выбираем пункт Switch to Game (или нажимаем GTRL+G) - начинается игровой процесс. Нажатие клавиши ESC или ALT (далее в меню Game щелкните на пункте Switch to Game) вернет вас обратно к полетам над картой.
Для записи "демки" либо нажмите CTRL+PRINTSCREEN, либо вызовите тильдой консоль и в ней дайте команду record. Чтобы завершить запись демосценария, можно нажать CTRL+BREAK, или в консоли набрать stoprecording. А если несколько раз запускать/останавливать процесс записи, то все эпизоды в "демке" запишутся один за другим.
В результате всех действий в папке с выбранным игровым уровнем (например, island) появится файл autotest.tmd - это и есть только что записанная "демка". Кстати, если в консоли дать команду record AnyName, то "демка" будет писаться в файл anyname.tmd.
Выясняем производительность
В папке Crysis\Game\Config создаем конфигурационный файл, допустим anyname.cfg, где задаем ряд важных испытательных параметров:
demo_file = anyname - имя вызываемой "демки";
demo_restart_level = 0 - перезапуск уровня после каждого демоцикла;
demo_ai = 0 - отключение ИИ в процессе тестирования;
g_godMode = 1 - режим "бога";
demo_time_of_day = 16 - время суток в скрипте;
demo_num_runs = 2 - число прогонов;
demo_quit = 1 - автовыход после тестирования;
demo - проигрывать "демку".
Из директории Crysis\Bin32 запускаем файл Crysis.exe с соответствующими параметрами:
-DEVMODE -dx9 +map island +exec anyname +r_width 1280 +r_height 1024
Дожидаемся окончания второго прогона "демки" - и в общем-то все. В папке Crysis\Game\Levels\island уже готов файл anyname.log, и в его последних строчках вычислен необходимый показатель игровой производительности - Average FPS.
Изображение 8. Рабочее окно редактора Sandbox 2
Сравнительные характеристики видеоадаптеров
Модель видеоплаты |
Графический процессор |
Технология производства, нм |
Количество унифицированных
процессоров |
Количество текстурных/ROP- блоков |
Основная частота работы (частота
шейдерных блоков), МГц |
Эффективная частота работы видеоОЗУ, МГц |
Тип памяти, шина доступа к видеоОЗУ, бит |
Объем видео ОЗУ, Мбайт |
Ориентировочная цена, долл.
(сентябрь 2008) |
Обобщающая оценка, баллы |
XFX GeForce GTX 260 |
GeForce GTX 260 (GT200) |
65 |
192 |
32*/16 |
640 (1240) |
2300 |
GDDR3, 448 |
896 |
350 |
90 |
FOXCONN GeForce 9800 GX2-1024N |
GeForce 9800 GX2 (2xG92) |
65 |
2x128 |
2x32*/2x16 |
600 (1500) |
2000 |
GDDR3, 2x256 |
1024 |
390 |
80 |
MSI N9800GX2-M2D1G |
GeForce 9800 GX2 (2xG92) |
65 |
2x128 |
2x32*/2x16 |
600 (1500) |
2000 |
GDDR3, 2x256 |
1024 |
400 |
80 |
GIGABYTE GV-N98XP-512H-B |
GeForce 9800 GTX+ (G92) |
65 |
128 |
32*/16 |
740 (1836) |
2200 |
GDDR3, 256 |
512 |
300 |
80 |
PALIT HD4870 Sonic Dual Edition |
Radeon HD 4870 (RV770) |
55 |
800 |
40/16 |
775 |
4000 |
GDDR5, 256 |
512 |
310 |
85 |
MSI R4870-T2D512 |
Radeon HD 4870 (RV770) |
55 |
800 |
40/16 |
750 |
3600 |
GDDR5, 256 |
512 |
300 |
80 |
SAPPHIRE Atomic HD 3870-X2 |
Radeon HD 3870 X2 (R680) |
55 |
2x320 |
2x16/2x16 |
860 |
1860 |
GDDR4, 2x256 |
2x512 |
350 |
70 |
* Удвоенная скорость работы билинейной фильтрации.
Результаты тестов SmartFPS.com 1.8 для игры Crysis DEMO (32-bit), кадр/с
Модель видеоплаты |
Ориентировочная
потребляемая мощность тестового стенда (без
монитора), Вт |
Режим DirectX 10 |
Режим DirectX 9 |
AA:00 и AF:00 |
AA:04 и AF:16 |
AA:00 и AF:00 |
AA:04 и AF:16 |
Windows Vista |
Максимальная 3D-нагрузка |
1600x1200 |
2048x1536 |
1600x1200 |
2048x1536 |
1600x1200 |
2048x1536 |
1600x1200 |
2048x1536 |
XFX GeForce GTX 260 |
130 |
260 |
35,6 |
25,1 |
27,9 |
19,5 |
40,6 |
27,4 |
34,3 |
23,3 |
FOXCONN GeForce 9800 GX2-1024N |
180 |
295 |
41,4 |
12,3 |
36,1 |
7,2 |
39,1 |
27,9 |
34,9 |
25,3 |
MSI N9800GX2-M2D1G |
180 |
295 |
40,7 |
10,8 |
36,1 |
6,7 |
38,8 |
28 |
35,6 |
25,3 |
GIGABYTE GV-N98XP-512H-B |
130 |
220 |
28,8 |
15,8 |
23,6 |
12 |
29,6 |
19,9 |
25,9 |
17,5 |
PALIT HD4870 Sonic Dual Edition |
160 |
250 |
34,1 |
23,7 |
29,2 |
19,8 |
38,4 |
26,8 |
31,9 |
22,5 |
MSI R4870-T2D512 |
170 |
250 |
32,9 |
23,6 |
27,8 |
19,2 |
38 |
26,6 |
31,8 |
22,5 |
SAPPHIRE Atomic HD 3870-X2 |
150 |
310 |
30,1 |
21,3 |
18,1 |
12,7 |
33,4 |
12,5 |
15,8 |
16,7 |
Результаты игровых тестов SmartFPS.com 1.8 при AA:00 и AF:00, кадр/с
Модель видеоплаты |
DirectX-игры |
OpenGL-игры |
Call of Juarez DVD (RE) + patch 1.1.0.0 |
Unreal Tournament 3 |
Prey |
The Chronicles of Riddick |
1600x1200 |
2048x1536 |
1600x1200 |
2048x1536 |
1600x1200 |
2048x1536 |
1600x1200 |
2048x1536 |
XFX GeForce GTX 260 |
75,3 |
57,5 |
155,1 |
113,7 |
191,9 |
168,1 |
220,7 |
168,9 |
FOXCONN GeForce 9800 GX2-1024N |
89,4 |
65,6 |
139,3 |
100,3 |
176,7 |
164,3 |
199 |
162,6 |
MSI N9800GX2-M2D1G |
89,3 |
65,7 |
138 |
99,4 |
177,6 |
164 |
207,2 |
167,6 |
GIGABYTE GV-N98XP-512H-B |
59,4 |
43 |
147,9 |
101,5 |
169,4 |
136,5 |
157,3 |
105,2 |
PALIT HD4870 Sonic Dual Edition |
79,4 |
56,6 |
122,4 |
117,5 |
150,8 |
138,2 |
174,5 |
147,2 |
MSI R4870-T2D512 |
79,4 |
56,3 |
122,8 |
117,8 |
151,3 |
140,7 |
173,1 |
139,2 |
SAPPHIRE Atomic HD 3870-X2 |
36,5 |
23,9 |
102,7 |
70,8 |
123,5 |
100,1 |
143,9 |
140,5 |
Результаты игровых тестов SmartFPS.com 1.8 при AA:04 и AF:16, кадр/с
Модель видеоплаты |
DirectX-игры |
OpenGL-игры |
Call of Juarez DVD (RE) + patch 1.1.0.0 |
Unreal Tournament 3 |
Prey |
The Chronicles of Riddick |
1600x1200 |
2048x1536 |
1600x1200 |
2048x1536 |
1600x1200 |
2048x1536 |
1600x1200 |
2048x1536 |
XFX GeForce GTX 260 |
51,3 |
36,9 |
141,3 |
87,7 |
170,5 |
128 |
142,7 |
96 |
FOXCONN GeForce 9800 GX2-1024N |
60,8 |
0,4 |
102,8 |
88,1 |
154,9 |
122,9 |
132,6 |
89,3 |
MSI N9800GX2-M2D1G |
61,1 |
0,4 |
130,2 |
83,9 |
155 |
124,3 |
133,3 |
89,2 |
GIGABYTE GV-N98XP-512H-B |
39,9 |
13,4 |
97,3 |
55 |
120,5 |
81,8 |
83,1 |
53,6 |
PALIT HD4870 Sonic Dual Edition |
69,9 |
49,3 |
95,9 |
66,4 |
141,8 |
124 |
149,5 |
103,4 |
MSI R4870-T2D512 |
69,6 |
49 |
95 |
65,3 |
137,4 |
117,9 |
143,4 |
99,2 |
SAPPHIRE Atomic HD 3870-X2 |
70,4 |
42,3 |
49,4 |
30,7 |
80,2 |
58,9 |
76,1 |
50,3 |
>> НАВЕРХ СТРАНИЦЫ <<
|
|