ОБЪЕКТИВНОСТЬ БЕЗ КОМПРОМИССОВОбъективность Без Компромиссов В Мире Компьютеров
НОВОСТИ САЙТАТЕСТИРУЕМ ВМЕСТЕИНТЕРНЕТ и ПОВСЯКО-РАЗНОСОФТ ПРОЕКТЫНАШИ ССЫЛКИ
ГЛАВНАЯ >> ТЕСТИРУЕМ ВМЕСТЕ >> ВИДЕОКАРТЫ: Роль "заплаток" в мире игр

НАЗВАНИЕ СТАТЬИ: Роль "заплаток" в мире игр
АВТОРСТВО: Алекс Наб
ДАТА НАПИСАНИЯ: Май 2007 года
ДАТА ПЕЧАТНОЙ ПУБЛИКАЦИИ: Июнь 2007 года ( ISSN 0235-3520 )
ДАТА ПОСЛЕДНЕЙ РЕДАКЦИИ: Май 2007 года
Алекс Н.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Вступление
  • Как мы тестировали
  • Call of Duty 2
  • Battlefield 2
  • Serious Sam 2
  • Call of Juarez и S.T.A.L.K.E.R.
  • Quake 4
  • Prey
  • The Chronicles of Riddick: EFBB
  • Что показали тесты
  • Результаты запусков демонстрационных и коммерческих версий игр

    Выясняя показатели производительности компьютеров, мы используем специальный сценарий SmartFPS.com, написанный на языке C# и вызывающий измерительные модули популярных игр Call of Duty 2, Battlefield 2, Serious Sam 2, Call of Juarez, S.T.A.L.K.E.R., Quake 4, Prey и The Chronicles of Riddick: EFBB. Однако эта программа-скрипт оптимизирована для запуска официальных демоверсий перечисленных "игрушек", которые, как правило, представляют собой один зрелищный этап коммерческой редакции.
    Разумеется, такой подход имеет значительные плюсы, ведь тестирование обходится без сомнительных копий игровых дисков, а сам тестовый алгоритм становится прозрачным и доступным любому пользователю. Кроме того, установка бесплатных игр на ПК занимает не так много времени (обычно демоверсии в 3-4 раза компактнее коммерческих), да и в процессе испытаний не требуется регулярной замены оптических дисков в DVD-приводе.
    Тем не менее в тестах на основе бесплатных версий игр есть несколько нюансов, о которых нельзя забывать. Во-первых, многие пользователи предпочитают все-таки полные версии игр, а во-вторых, со временем появляются так называемые заплатки к коммерческим редакциям, которые на демоверсии не устанавливаются.
    Согласитесь, нас терзают обоснованные сомнения. И чтобы избавиться от них, мы подготовили официальные DVD-диски перечисленных выше игр для фиксации разницы в производительности одного тестового стенда между полными и демонстрационными версиями игровых приложений. А по пути мы будем рассказывать об актуальных "заплатках", которые нам удалось загрузить и применить.

    Как мы тестировали
    Тестирование проводилось под управлением английской версии операционной системы Windows XP Professional SP2 (build 2600 + официальные обновления и "заплатки"). Для работы с графической подсистемой использовался видеодрайвер Catalyst 7.4. В качестве измерительного инструментария применялся сценарный тест SmartFPS.com v1.5 ( www.smartfps.com ) для автоматизированного определения производительности в игровых приложениях.
    Все запуски тестовых сценариев выполнялись с использованием монитора Philips Brilliance 202P7 в графических разрешениях 1280x1024, 1600x1200 и 2048x1536 точек с глубиной цвета 32 бита и в режиме отключенных полноэкранного сглаживания и анизотропной фильтрации.
    Аппаратная конфигурация тестового стенда в корпусе Compucase LX-7X31BS была следующей: процессор Intel Core 2 Duo E6700, системная плата Intel D975XBX, видеоплата Gigabyte GV-RX19X512VB-RH (Radeon X1900XTX 512 Мб), двухканальное ОЗУ на базе модулей Samsung PC2-6400 (2x512 Мбайт, DDR2, 800 МГц, 5-5-5-18), жесткий диск WD Caviar SE16 WD5000KS (SATA2, 7200 об/мин, 500 Гбайт), оптический DVD-привод TEAC DV-516, блок питания Thermaltake Pure Power-680APD.

    Изображение 1. Основа тестового стенда - Gigabyte GV-RX19X512VB-RH

    Call of Duty 2
    Игра Call of Duty 2 удалась разработчикам на славу, и даже спустя полтора года игровой проект COD2 по праву считается самым ярким в мире 3D-шутером от первого лица.
    В России эту игру представляет компания "1С", и на соответствующем сайте http://games.1c.ru можно загрузить для нее обновление 1.2. По словам разработчиков, после установки этой "заплатки" для Call of Duty 2 добавляется возможность многопоточного исполнения кода, оптимизируется сетевой модуль игры, а также появляются две дополнительные карты и ряд новых возможностей.
    К сожалению, игра Call of Duty 2 является довольно капризным приложением для тестирования, и сценарные ролики, записанные в одной версии COD2, не проигрываются в другой. Поэтому наша тестовая утилита-автоматизатор не смогла работать с коммерческой версией Call of Duty 2 и мы довольствовались лишь неавтоматизированными тестами в COD2 версии 1.2, которые не показали заметных изменений в производительности.
    Более подробно о процессе самостоятельной записи "демки" мы писали в статье "Разумная плата в мире игр", и любой читатель может легко повторить представленный там алгоритм тестирования в игре Call of Duty 2. Отметим лишь, что в процессе записи сценария поведения игрока в "демку" записывается даже звуковой ряд, который не всегда может корректно воспроизводиться на других компьютерах, а сам демофайл получается довольно большим.

    Battlefield 2
    На официальном сайте разработчиков игры Battlefield 2 ( www.eagames.com ) можно найти ссылки на обновление 1.41. Увы, программисты компании Electronic Arts не сообщают, что именно содержится внутри "заплатки" с индексом 1.41, но судя по ее размеру, что-то грандиозное.
    На бесплатную редакцию Battlefield 2 "заплатка" 1.41 не устанавливается, а на базе коммерческой версии BF2 не воспроизводится "демка", заготовленная в нашей тестовой утилите. Тем не менее, выполнив алгоритм самостоятельных испытаний в полном варианте игры Battlefield 2 (см. статью "Новогодняя игромания"), мы выяснили, что установка "заплатки" 1.41 не влияет на уровень производительности в игровом процессе.
    По пути отметим, что встроенный тест в игре Battlefield 2 имеет серьезный просчет в вычислениях средних показателей количества кадров в секунду (AvgFPS), который исправлен в нашем автоматизаторе. И поэтому в "ручных" испытаниях пользователю потребуется еще и тщательный анализ файла timedemo_frametimes.csv, аккумулирующего данные, на предмет отсеивания некорректных показателей. Более того, игровое приложение Battlefield 2 DEMO не поддерживает технологии сглаживания и не реагирует на соответствующие настройки, как в меню игры, так и в видеодрайверах.

    Serious Sam 2
    Игра Serious Sam 2, впрочем как и другие игровые приложения, поставляется пользователям в двух вариантах: бесплатном и платном. И в первом случае программа включает в себя этап SIRIUSOPOLIS, не имея в нем никаких ограничений.
    На сайте www.nzone.com можно загрузить сразу два обновления - Sam2Demo-patch_2_064 и sam2-patch-2_070, ведь создатели игры SS2 ведут параллельную разработку "заплаток" как для демонстрационной, так и для полной версии проекта Serious Sam 2 соответственно.
    DVD-версия игры SS2 имеет три встроенные "демки", которые можно использовать для самостоятельных испытаний (см. статью "Нанометровая граница позади"). Однако эти заготовки не подходят для бесплатной версии игры Serious Sam 2, а сценарии, записанные в демонстрационной редакции игры SS2, не проигрываются для DVD-версии.
    Мы не поленились и перепроверили производительность стенда во всех случаях, с "заплатками" и без них, и никаких изменений в результатах тестов не зафиксировали.

    Call of Juarez и S.T.A.L.K.E.R.
    В нашем наборе для тестов игры Call of Juarez и S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl стоят несколько обособленно, ведь все испытания в этих играх для видеоподсистем базируются на полных DVD-версиях, поскольку в демоверсии Call of Juarez не определен вызов сценарных карт, а бесплатной одиночной версии S.T.A.L.K.E.R., увы, пока не существует. Кроме того, установка "заплаток" для приложений COJ и S.T.A.L.K.E.R. играет ключевую роль в процессе тестирования.
    Во-первых, по заявлению разработчиков, обновление Call of Juarez версии 1.1.0.0 (можно скачать на сайте www.gamershell.com) вносит в код программы несколько косметических изменений, касающихся командной игры и сетевого модуля. Тем не менее в испытаниях на основе нашего автоматизатора после установки "заплатки" 1.1.0.0 мы зафиксировали серьезное падение производительности - почти на 40% (в режиме 2048x1536), что необходимо учитывать при любом тестировании.
    А во-вторых, только с появлением обновления 1.0002 (можно скачать на сайте www.gsc-game.ru), вносящего ряд исправлений в проект S.T.A.L.K.E.R., появилась возможность полуавтоматического определения производительности (см. статью "Ultra против XT: шах и мат?"), чего ранее сделать было нельзя (в консоли не работала команда demo_record).
    Кстати, используя S.T.A.L.K.E.R. для тестов нельзя забывать о колебаниях результатов испытаний в зависимости от версии установленной "заплатки". Изначально, игра продается на DVD в сборке 1.0001 и после установки официального обновления версии 1.0002 производительность одного и того же тестового стенда вырастает примерно на 10% - с 44,3 кадр/с до 49,7 кадр/с в разрешении 1280х1024 (при АА:00 и AF:00). Далее, инсталлировав "заплатку" версии 1.0003 можно зафиксировать "откат" вычислительных способностей ПК к прежним рубежам до 44,1 кадр/с. Довольно сложно определить причины таких "скачущих" результатов, да и на сайте игры www.stalker-game.com, откуда стоит скачивать все обновления, в перечне исправлений ничего не сказано на интересующую нас тему.

    Quake 4
    Игра Quake 4 обещает стать классикой игрового жанра Action, и поэтому в испытаниях видеоускорителей ее присутствие очень важно. Кстати, возможность корректного тестирования Q4 появилась лишь с выходом официального обновления версии 1.3, которую можно переписать с сайта www.fileshack.com.
    Официальная "заплатка" 1.3, включающая в себя оптимизацию сетевого модуля игры и несколько новых карт, устанавливается на любые редакции игры Quake 4, но есть и несколько нюансов. Во-первых, после установки "заплатки" для Q4 потребуется ввод лицензионного номера (даже если вы используете бесплатную демоверсию), а во-вторых, после установки обновления 1.3 на русскую редакцию Quake 4 меню игры представляется символьными кодами.
    Отрадно заметить, что наша утилита-автоматизатор работает со всеми версиями игры Q4 и при этом производительность в Quake 4 DEMO не отличается от соответствующих показателей в коммерческой DVD-версии. Вот только после установки обновления 1.4 в бесплатном варианте игры Quake 4 возможность прогона демки исчезает, в то же время инсталляция патча 1.4 на коммерческую редакцию Quake 4 не повлияла на уровень производительности видеоподсистемы.

    Prey
    В отличие от игры Quake 4 последнее обновление 1.3 для игры Prey, которое вносит ряд незначительных изменений в код и добавляет новые сетевые карты, доступно для разных языковых локализаций. Важно, что для русской DVD-версии Prey следует устанавливать русскую "заплатку" (можно загрузить с сайта http://games.1c.ru), а для английской - английскую.
    Кстати, можно инсталлировать "заплатки" и на демонстрационную версию проекта Prey, но после этой процедуры бесплатная редакция игры начинает требовать наличия коммерческого диска Prey в DVD-приводе и без него не запускается.
    Но в любом случае, с заплатками или без, в русской версии или в английской, игра Prey в тестовом автоматизаторе показывает один и тот же уровень производительности, и результаты соответствующих испытаний мы вынесли в таблицу.

    The Chronicles of Riddick: EFBB
    Игра The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay была создана по мотивам фильма "Хроники Риддика" с Вин Дизелем в главной роли. И хотя сама игра в мировом масштабе не смогла добиться уровня популярности фильма, в России "игрушка" The Chronicles of Riddick стала достаточно известной благодаря недорогим видеоакселераторам MSI, укомплектованным полной DVD-версией программы.
    Игра появилась пару лет назад в бесплатной и коммерческой редакциях, и к настоящему времени на сайте www.fileshack.com доступно единственное обновление 1.1, назначение которого разработчиками не раскрывается. Увы, "заплатка" устанавливается только на платную версию игры The Chronicles of Riddick, но она никак не сказывается на производительности видеоподсистемы. К тому же нет разницы в результатах и при запуске автоматических тестов для демонстрационной и полной версий "Хроник Риддика".

    Что показали тесты
    Абсолютно все игры из нашего набора для регулярных тестов имеют дополнительные файлы-"заплатки", которые вносят определенные изменения в код установленных приложений. Правда, не всегда обновления можно найти на официальных сайтах разработчиков, и тогда оптимизирующие компиляции следует искать на партнерских серверах и в крупных игровых порталах.
    В случаях с обновлениями для нашего набора игр дополнительные "заплатки" вносят ключевые изменения лишь в сетевые модули многопользовательской части, и их установка никак не влияет на результаты производительности в тестовых испытаниях на основе однопользовательских сюжетов. Аномальным исключением здесь можно считать игру Call of Juarez. Но падение производительности в игровом приложении COJ до 40% после обновления 1.1.0.0 скорее настораживает, нежели демонстрирует визуальные улучшения на экране в результате капитальной переработки "движка". Кстати на вопросы пытливых пользователей, изложенные в письменной форме, разработчики Call of Juarez пока не спешат отвечать, а жаль.
    Честно говоря, складывается впечатление, что первичной целью большинства "заплаток" является борьба с пиратством, а исправление замеченных в играх ошибок является необязательной ролью второго плана. Поэтому не пытайтесь установить игровые обновления для DVD-дисков сомнительного происхождения, вряд ли это у вас получится.
    Помимо прочего не всегда удается проиграть тестовые "демки", записанные в бесплатных версиях игр, в соответствующих DVD-инсталляциях, но в трех приложениях, где это было возможно (Quake 4, Prey и The Chronicles of Riddick: EFBB), мы не зафиксировали разницы в производительности. Оно и понятно, ведь в первоначальных версиях установленной игры используются один и тот же "движок", одни и те же локации, одни и те же текстуры в определенных настройках, а обновления кода редко бывают революционными и на качество картинки заметно не влияют.
    В завершение статьи хочется подчеркнуть, что именно современные игры формируют обоснованные требования к вычислительным системам на столах обычных пользователей, и мы сознательно делаем наши видеотесты прозрачными и доступными для всех. Кроме того, хочется предложить продвинутым читателям самостоятельно тестировать свои компьютеры на полных версиях упомянутых DVD-игр, ведь в статьях мы регулярно описываем все этапы испытаний в популярных игровых приложениях, а результаты ваших независимых тестов могут быть интересными не только нам.

    Результаты автоматизированных запусков демонстрационных и коммерческих версий игровых приложений, кадр/с
    (DEMO - официальная бесплатная версия игры; DVD - полная коммерческая версия игры)

    >> НАВЕРХ СТРАНИЦЫ <<